Аналитики компании GoodWood посчитали ежегодный ущерб экономике России от нелегального строительства – по их мнению, он составляет триллион рублей. Под нелегальным строительством в данном случае понимается привлечение не строительных компаний, а сезонных бригад, артелей и просто строителей-частников.
Откуда же взялась такая впечатляющая сумма как 1 трлн рублей? По мнению аналитиков, рынок малоэтажного строительства сегодня оценивается в 500 млрд рублей в год и около 50% из них попадает в «черную зону». 250 миллиардов рублей ежегодно выплачиваются нелегально на руки зарубежным рабочим (жителям Средней Азии, других стран бывшего СНГ) и вывозятся за границу. Если бы эти деньги облагались налогами и выплачивались российским рабочим, они бы повторно попадали в экономику страны. В нашей стране стандартный мультипликатор — «4х», и общий ущерб экономике, таким образом, составляет триллион рублей.
По словам основателя компании GoodWood Александра Дубовенко, существующего запрета на использование нелегальной рабочей силы оказывается недостаточно, поскольку отследить доходы мигрантов, с которых не уплачиваются налоги, возможно, только если они трудоустроены в официальные строительные компании. Но собственники земельных участков зачастую нанимают их для строительства напрямую или через прорабов, собирающих сезонные бригады без оформления юридического лица. Поэтому для решения проблемы, по мнению Александра Дубовенко, необходимо исключить возможность регистрации частных домов без документального подтверждения проведения строительных работ, как это принято в развитых странах.
«Я уверен, что ситуация с огромным ущербом для экономики все-таки будет замечена правительством России. Для остановки оттока денег в этом сегменте рынка достаточно просто признать, что физическое лицо не может выполнить весь цикл строительных работ, не привлекая специалистов. Поэтому, чтобы индивидуальный дом зарегистрировали официально, дали ему почтовый адрес, необходимо убедиться, что производился перевод денег от физического лица к строительной компании (лицензированной или же являющейся членом СРО). Эта мера, принятая на законодательном уровне, могла бы существенно улучшить экономическую ситуацию в стране, дать новые рабочие места. Более того, она стимулировала бы инвестиции в легальные высокотехнологичные производства домов и строительных материалов. Возможно, часть денег, которые государство получит в виде дополнительных налогов, в дальнейшем могло бы вкладываться в поддержку отечественного производителя, в развитие ипотеки. В любом случае принятие закона, который уже давно работает во всех развитых странах – это один из эффективных способов развития экономики, не требующий привлечения бюджетных средств, что в нынешних условиях крайне важно», — приводит слова А.Дубовенко пресс-служба компании.
Однако в этом, казалось бы, правильном предложении содержатся, как минимум, несколько логических и фактических ошибок. Ситуацию комментирует главный редактор Агентства новостей «Строительный бизнес», член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Лариса Поршнева:
— Во-первых, никто не может запретить собственнику земельного участка нанять того, кого он считает правильным и выгодным. Нельзя ситуацию, сложившуюся в пригородах крупных городов и в подмосковных коттеджных поселках, распространять на всю Россию. В районных центрах, не говоря уж о деревнях, традиционно индивидуальные жилые дома строят частные бригады и артели, и специалисты в них подчас гораздо лучше, чем в строительных компаниях, которых в этом райцентре может и не быть. Зачем искусственно ограничивать желание людей иметь свой дом? И, кстати говоря, почему эксплуатируется «образ» строителя из стран СНГ? Довольно много российских граждан, особенно в глубинке, занимаются сезонным строительством, и в отсутствие работы, это единственный способ обеспечить заработок на весь год. А как в этой ситуации быть с владельцем земельного участка, который построил свой дом сам, с привлечением друзей и близких?
Во-вторых, лицензирование строительных компаний отменено в 2010 году, и сейчас в России нет ни одной лицензированной компании, о чем аналитикам данной компании не мешало бы знать.
В – третьих, по действующему законодательству, членами СРО обязаны быть только компании, осуществляющие функции генподрядчика или работающие с деньгами бюджетов всех уровней, начиная с 3 млн рублей. Частное строительство сюда явно не попадает. Более того, малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство специально выведено из-под системы саморегулирования, чтобы облегчить работу малого бизнеса, который, как правило, и занимается ИЖС.
И, в-четвертых, уважаемые аналитики почему-то не приводят цифры, насколько вырастет цена строительства жилья при принятии такого закона, а также насколько сократится количество построенных частных домов. А ведь сейчас объемы жилищного строительства существенно упали, и только ИЖС демонстрирует некоторый рост. Имело бы смысл посчитать не только мультипликативный эффект от оставшихся налогов, но и негативный эффект от подобных нововведений.